Для запуска Iris Ukiyoé мы пригласили нескольких журналистов в Фонд Маг, музей современного искусства в Сен-Поль-де-Ванс. Я в восторге от возможности представить духи в такой обстановке. Это позволит мне рассказать о моем интересе к японской культуре и её влиянии на западную. Я упоминаю понятия наполненности и пустоты. Наполненность, которая так дорога Западу, когда предмет картины заполняет весь холст, оставляя мало места для индивидуального воображения, где взгляд движется слева направо, а идея произведения, однажды осознанная, фиксируется навеки. Пустота, которая ценится в японском искусстве, где предмет как бы плавает и растворяется на поверхности бумаги, оставляя свободные места для индивидуальной проекции, в которой художники воспевают природу, жизнь, времена года и другие формы вечности.
Я говорю о различных способах рисования маслом или чернилами на водной основе; о масле на Западе, о работе с красочным материалом, его богатстве, ощущении его, его избытке и плотности; и о воде в Японии, о пропитке бумаги, черных чернилах во всех ее нюансах, о простоте, чистых линиях и выразительных жестах.
Я не пытаюсь противопоставить две культуры друг другу, просто хочу объяснить мой стилистический выбор (перекликающийся с японским искусством) и мое желание обмануть нос.