25 апр. 2019 г.

Новичок и его парфюмерная палитра

Фрагменты из статьи Эдмона Рудницки "Новичок и его парфюмерная палитра". Статья была опубликована в журнале Dragoco Report в 1982 году.
------------------------------------------------------------------
https://image.ibb.co/hurgac/article1.png 

Лучше всего начинать тестирование в понедельник утром. После хорошего ночного отдыха, завтрака в 06.00, совершите ритуальный визит и умойтесь без парфюма. Затем выполните 30 минутную пробежку с глубокими дыхательными упражнениями. По возвращении, выпейте стакан холодной воды и приступите к работе.
Блоттеры должны быть приготовлены накануне вечером, подписаны с указанием вещества, датой и временем нанесения. На ночь их следует положить в герметичную коробку. Листы бумаги для заметок также должны быть под рукой, чтобы записывать впечатления, не теряя времени.
Всякий, кто собирается нюхать незнакомое вещество впервые, должен понимать, что первое впечатление невоспроизводимо (более того, оно мгновенно), и что залог спокойной концентрации - строгий распорядок дня. Во время исследования надо отказаться от любого вида общения; заприте дверь и выключите телефон. Звонок в критический момент - когда вы находитесь в глубокой концентрации, готовы определить ноту и зафиксировать ощущение - и все потеряно. Ничего не поделаешь. Вы никогда больше не сможете ощутить заново первое непосредственное восхитительное чувство восторга! Еще хуже, раздражение этими бесконечными прерываниями может помешать восстановлению необходимого самообладания и прервать дальнейшую плодотворную исследовательскую работу, идущую по четкому расписанию. Что в свою очередь разрушит всю утреннюю подготовку. Хорошенько это уясните и убедитесь, что окружающие вас сделали тоже самое.
Теперь начинается тестирование. Постарайтесь определить и быстро записать качество и характер аромата (его звучание, его форму, что он напоминает или о чем говорит вам); его силу, его диффузность (объем); его стабильность или нестабильностьразвитие звучания и формы во времени. Последнее должно выполняться в течение нескольких дней или даже недель, чтобы определить качество стойкости. Все эти черты составляют атрибуты ольфакторного впечатления; они придают ему индивидуальность. Они неразделимы и должны рассматриваться, как единая сущность - но сущность, которая взаимодействует бесчисленными путями с атрибутами других запахов, при их смешении.
Запишите все, что с вами произошло, словами, которые пришли вам естественным путем - даже приземленными - если они помогают выстроить образсформулировать и зафиксировать мысль, определить контуры аромата недвусмысленным образом. Старайтесь избегать определений "грубо", "почти" и т.п. Ищите и найдите слова, которые определяют ваше сенсорное впечатление однозначно, так, чтобы 20 лет спустя, то же впечатление вызвало те же слова в мозгу. Таким вот образом, точная запись всех ольфакторных воспоминаний и позволяет парфюмеру сопоставлять их с именами веществ - "картотека запахов" (лучше в электронном виде) становится действительно ценным инструментом. Всегда легче вспомнить сам запах, чем его название.
https://image.ibb.co/n9XOMH/article2.png 
Если первого затеста не достаточно, чтобы описать ольфакторное впечатление словами, попробуйте еще раз в другое время и, если необходимо, в другом месте. Но никогда не забывайте, что только первое впечатление незатуманено. Так что вы должны беречь его, уделите этому особое внимание и действуйте быстро, чтобы записать первые спонтанные реакции, даже если последующее обдумывание побудит вас их исправить. На самом деле очень поучительно познакомиться с теми ошибками, которые вы можете совершить, и научиться недоверию к себе. Это единственный путь развить здравый критический подход - и, видит бог, вам это понадобится в нашей профессии более чем где бы то ни было! И, главное, не путайте спонтанность с импульсивностью.
Как только первое впечатление прошло, иногда может появится возможность вновь получить незамутненное впечатление - много времени спустя, когда память полностью сотрется, или неожиданная встреча с ароматом окажется сюрпризом.
Именно к этому эффекту неожиданности надо стремиться при исследовании парфюмерных композиций. Ради его достижения можно пропускать тесты или останавливать их время от времени (понятно, что это не касается тех несчастных, которые называют себя "стахановцами" композиции, а только настоящих творческих парфюмеров, обладающих сильным и независимым умом). Это позволяет избавится от зашоренности, забыть форму аромата и его формулу, и попытаться вернуться к прерванному эксперименту со свежим и беспристрастным суждением. Это трудно, это требует силы характера, упорства и твердой интеллектуальной честности. Но какая же это прекрасная школа! Как отрадно чувствовать себя вновь вернувшимся к объективности и уверенности в суждениях. Перерыв в исследованиях не означает безделья. Смена деятельности так же хороша, как и отдых.
Надо внимательно смотреть как себя ведет нос и соответствует ли его слизистая оболочка требованиям, которые к ней предъявляются. Никогда не держите блоттер ближе чем на полдюйма от ноздрей; иначе вы будете загрязнять ваш нос и ухудшать последующие тесты.
https://image.ibb.co/dzKyox/article3.png 
Никогда не проводите тесты в лаборатории или в помещении с запахом
Интересно, сколько домов дает своим парфюмерам возможность соблюдать это важнейшее из основных правил? Нужно затвориться в ожесточенном бою с коварными запахами, каковы бы они ни были. Любые внешние ароматы затуманивают и изменяют суждения. Поэтому курение исключается в первую очередь.
Никогда не тестируйте слишком рано после того как поели или выпили. После каждого приема пищи тщательно чистите зубы, чтобы удалить все следы пищи, которые могут разлагаться и, таким образом, пахнуть, прополоскайте рот щепоткой соды, растворенной в стакане теплой воды, чтобы нейтрализовать любую кислотность.
Используйте зубную пасту без ароматизаторов. Не начинайте тестирование ранее чем через час после еды; иначе ваш желудок все еще будет издавать запахи пищи. Самые важные тесты проводите утром.
Разнюхивать блоттер следует до тех пор, пока остается ощутимый запах. Начинайте тестирование сухих блоттеров утром, после умывания и воздушных процедур, до завтрака. Эта работа должна проводиться дома. Естественно, что начинать надо с самых сухих и слабо пахнущих блоттеров.
Во время тестирования необходимы сеансы реоксигенации между каждым блоттером для обеспечения адекватной регенерации слизистой оболочки и восстановления состояния психической расслабленности. Лучше всего использовать это время для короткой пробежки и отдыха на обратном пути в офис, или для прогулки с упражнениями глубокого дыхания. Также необходимо знать, как восстанавливать слизистую во время тестирования, между двумя подходами, - подойти к окну и сделать большие вдохи свежего воздуха. Эти детали очень важны, чтобы процедура была эффективной и достоверной.
Внимание! Сеансы тестирования, чтобы быть точными, должны быть коротким. Вы должны нюхать серией из 2-3 вдохов каждые 2-4 секунды, поскольку чувствительность носа быстро падает. Если вы не можете ограничить время каждого подхода и их количество, нет никаких гарантий точного суждения со всеми негативными последствиями.

Вкус

Отрывок из статьи Эдмона Рудницки 1984 года - 'Касательно обстоятельств, благоприятных для создания оригинального парфюма'.
Она затрагивает довольно спорную тему про разные фломастеры, про то, что о вкусах, дескать, не спорят. По мне так о чем еще в эстетике спорить, как не о вкусах? Но если в изобразительном искусстве я могу на пальцах объяснить, к примеру, отличие плохой композиции от хорошей, то что является подобным критерием в парфюмерии? Если даже саму композицию мы, зачастую, не в состоянии однозначно-понимаемыми словами описать. Из-за этого спор о вкусах превращается в спор о терминах. Но если нет единого понятия о вкусе, нет единых стилистических рамок, то и самого искусства тогда тоже нет. Может у парфюмеров в головах оно и есть, но как его постичь неискушенной публике?
--------------------------------------------------------------

Вкус
Вторым условием для того, чтобы творить в области парфюмерии, является наличие вкуса. Сказать, что парфюмер должен иметь вкус, будет трюизмом. Продемонстрировать, что этот вкус может быть хорошим или дурным, и что он должен быть образованным, просвещенным и развитым, является еще одним трюизмом. Тем не менее, это жизненно важная необходимость, которую часто игнорируют или даже не понимают, что объясняет, почему все еще существует такое ограниченное количество людей со вкусом в профессии, которая должна усиливать эту способность.
Если существуют такие вещи, как врожденный вкус и приобретенный вкус, то последний развивается медленно с помощью постепенного, терпеливого и направленного обучения. Нужно ожидать, что ваш личный вкус будет поставлен под сомнение, если вы хотите погрузиться в понимание ценностей и продолжать прогрессировать. Научиться смирять свою гордость также является неотъемлемой частью обучения.
Человеческие отношения, несомненно, были бы легче, если бы это обучение развило в каждом из нас любовь к прекрасному, отвращение к безобразному и, прежде всего, критическое мышление; чтобы эти реакции стали инстинктивными в нас посредством привитой моральной строгости, которая исключала бы любую уступку безобразному, посредственности, самоуспокоенности и пошлости; чтобы мы научились при любых обстоятельствах исповедовать религию качества, посредством последовательного повышения нашего идеала, путем посвящения во все более и более прекрасные произведения искусства, тем самым, делая нас более чувствительными и с каждым днем более трепетно реагирующими на всё гармоничное, оригинальное и выразительное, на каждую эстетическую ценность, другими словами, чтобы убедиться в том, что наше эстетическое сознание становится основным чувством.
Если мы, к сожалению, сегодня замечаем, что вкус исчезает, что он разрушается в истинном смысле этого слова, то это потому, что человеческая природа больше не может свободно выражать себя. Все чаще и и чаще на него влияют, его огораживают, регламентируют, им манипулируют, подвергают насилию силами, которые действуют не бескорыстно, хотя иногда и находятся в оппозиции друг к другу, но конечным результатом которых является желание лишить каждого из нас свободы мыслить и чувствовать. Эти силы давят нас со всех сторон: группы заинтересованные в прибыли, политические силы, различные группы социального давления, стадный инстинкт, снобизм и так далее. Другими словами, всё, что стремится подавить нас своей мощью или числом.
В этих условиях определение вкуса - быть особенно чувствительным к отношениям, которые связывают части в единое целое, и к гармонии, которая в результате возникает - становится бесплодной попыткой достичь невозможного.
Главным эффектом различных давлений на свободу вкуса, более или менее замаскированных, которые приходится терпеть, является изменение критического сознания людей и ухудшение их способности суждения. Тем не менее независимая человеческая способность к суждению является главной среди других качеств, которые делают мыслящего и ответственного человека свободным выбирать и решать. Иметь вкус - это также способность распознавать дефекты в произведении искусства, что подразумевает способность к суждению.
Оценивать парфюм - это, прежде всего, вопрос вкуса. Вкус развивается под воздействием окружающей среды, но этот факт не должен запрещать оценивать эту окружающую среду. Вкус развивается главным образом бучением, получением знаний о фактах и эстетических достижениях, что позволяет анализировать их и побуждать поучительные сравнения. Таким образом, каждый из нас может продвигаться по пути красоты и искусства. Отрицать полезность такого обучения, было бы равно отказу признать, что симфония лучше понимается после того, как вы изучили музыку.
Сказать о парфюме только то, что он приятный, - это ограничить себя чувственным аспектом, то есть судить как чревоугодник, а не как гурман. Это не значит, что приятность не важна, но это только начало тех удовольствий, которые может предложить великий парфюм. Помимо того, что просто приятно, человек со вкусом будет искать оригинальную форму, уникальную и узнаваемую; этот человек будет ценить форму тем выше, чем более она красива, то есть гармонична, и, следовательно, будет испытывать более сильное удовольствие.
В заключение, небольшой анекдот. С большой осторожностью, чтобы исключить риск оскорбить мои чувства, некие журналисты однажды спросили меня, боюсь ли я, что моя концепция парфюма как произведения искусства может быть немного устаревшей в наши дни. И думаю ли ли я, что она все еще понятна сегодняшней публике.
Полагаю, мой ответ был четким и ясным.
Коли я отношусь к парфюмам как к произведениям искусства, я не превозношу то или иное конкретное творение, тем более мое. Я просто хочу говорить о парфюмах, которые оригинальныи хорошо сконструированы, потому что этих характеристик достаточно, чтобы охарактеризовать произведение искусства. Но оригинальные и хорошо продуманные духи являются вневременными, потому что они могут быть сделаны во все эпохи и во всех стилях, независимо от цены, так как для их создания достаточно иметь технические знания, воображение, вкус и талант.
Действительно, нужно было бы презирать публику, чтобы думать, что такие парфюмы сегодня не будут ее поняты. Какие оригинальные и хорошо продуманные духи, если таковые имеются, публично отвергаются в наше время? И какие из тех, что пользуются популярностью продолжительное время на рынке, не являются оригинальными и хорошо построенными?
Я не думаю что было бы возможно, по совести говоря, найти хотя бы один. Никто не может серьезно поверить в то, что банальность, посредственность или пошлость могут быть гарантией долговременного успеха сегодня или что качество является препятствием для успеха. Те парфюмы, которые имеют длительный срок службы на рынке, обладают необходимыми качествами; те, у кого нет этих качеств, могут при большой рекламной поддержке создать иллюзию на короткое время, но не надолго, потому что стоимость затрат на рекламу слишком высока. Один француз, живущий в США, Раймонд Лоуи, написал знаменитую книгу. Ее название: 'Уродство плохо продается'.
Мой ответ тем журналистам был таков: «Оригинальные и хорошо построенные духи превзойти довольно просто: все, что нужно, - это больше ноу-хау, больше творчества, больше таланта и столько же хорошего вкуса. Я буду первым, кто обрадуется, если увижу, что это произошло».