25 апр. 2019 г.

Вкус

Отрывок из статьи Эдмона Рудницки 1984 года - 'Касательно обстоятельств, благоприятных для создания оригинального парфюма'.
Она затрагивает довольно спорную тему про разные фломастеры, про то, что о вкусах, дескать, не спорят. По мне так о чем еще в эстетике спорить, как не о вкусах? Но если в изобразительном искусстве я могу на пальцах объяснить, к примеру, отличие плохой композиции от хорошей, то что является подобным критерием в парфюмерии? Если даже саму композицию мы, зачастую, не в состоянии однозначно-понимаемыми словами описать. Из-за этого спор о вкусах превращается в спор о терминах. Но если нет единого понятия о вкусе, нет единых стилистических рамок, то и самого искусства тогда тоже нет. Может у парфюмеров в головах оно и есть, но как его постичь неискушенной публике?
--------------------------------------------------------------

Вкус
Вторым условием для того, чтобы творить в области парфюмерии, является наличие вкуса. Сказать, что парфюмер должен иметь вкус, будет трюизмом. Продемонстрировать, что этот вкус может быть хорошим или дурным, и что он должен быть образованным, просвещенным и развитым, является еще одним трюизмом. Тем не менее, это жизненно важная необходимость, которую часто игнорируют или даже не понимают, что объясняет, почему все еще существует такое ограниченное количество людей со вкусом в профессии, которая должна усиливать эту способность.
Если существуют такие вещи, как врожденный вкус и приобретенный вкус, то последний развивается медленно с помощью постепенного, терпеливого и направленного обучения. Нужно ожидать, что ваш личный вкус будет поставлен под сомнение, если вы хотите погрузиться в понимание ценностей и продолжать прогрессировать. Научиться смирять свою гордость также является неотъемлемой частью обучения.
Человеческие отношения, несомненно, были бы легче, если бы это обучение развило в каждом из нас любовь к прекрасному, отвращение к безобразному и, прежде всего, критическое мышление; чтобы эти реакции стали инстинктивными в нас посредством привитой моральной строгости, которая исключала бы любую уступку безобразному, посредственности, самоуспокоенности и пошлости; чтобы мы научились при любых обстоятельствах исповедовать религию качества, посредством последовательного повышения нашего идеала, путем посвящения во все более и более прекрасные произведения искусства, тем самым, делая нас более чувствительными и с каждым днем более трепетно реагирующими на всё гармоничное, оригинальное и выразительное, на каждую эстетическую ценность, другими словами, чтобы убедиться в том, что наше эстетическое сознание становится основным чувством.
Если мы, к сожалению, сегодня замечаем, что вкус исчезает, что он разрушается в истинном смысле этого слова, то это потому, что человеческая природа больше не может свободно выражать себя. Все чаще и и чаще на него влияют, его огораживают, регламентируют, им манипулируют, подвергают насилию силами, которые действуют не бескорыстно, хотя иногда и находятся в оппозиции друг к другу, но конечным результатом которых является желание лишить каждого из нас свободы мыслить и чувствовать. Эти силы давят нас со всех сторон: группы заинтересованные в прибыли, политические силы, различные группы социального давления, стадный инстинкт, снобизм и так далее. Другими словами, всё, что стремится подавить нас своей мощью или числом.
В этих условиях определение вкуса - быть особенно чувствительным к отношениям, которые связывают части в единое целое, и к гармонии, которая в результате возникает - становится бесплодной попыткой достичь невозможного.
Главным эффектом различных давлений на свободу вкуса, более или менее замаскированных, которые приходится терпеть, является изменение критического сознания людей и ухудшение их способности суждения. Тем не менее независимая человеческая способность к суждению является главной среди других качеств, которые делают мыслящего и ответственного человека свободным выбирать и решать. Иметь вкус - это также способность распознавать дефекты в произведении искусства, что подразумевает способность к суждению.
Оценивать парфюм - это, прежде всего, вопрос вкуса. Вкус развивается под воздействием окружающей среды, но этот факт не должен запрещать оценивать эту окружающую среду. Вкус развивается главным образом бучением, получением знаний о фактах и эстетических достижениях, что позволяет анализировать их и побуждать поучительные сравнения. Таким образом, каждый из нас может продвигаться по пути красоты и искусства. Отрицать полезность такого обучения, было бы равно отказу признать, что симфония лучше понимается после того, как вы изучили музыку.
Сказать о парфюме только то, что он приятный, - это ограничить себя чувственным аспектом, то есть судить как чревоугодник, а не как гурман. Это не значит, что приятность не важна, но это только начало тех удовольствий, которые может предложить великий парфюм. Помимо того, что просто приятно, человек со вкусом будет искать оригинальную форму, уникальную и узнаваемую; этот человек будет ценить форму тем выше, чем более она красива, то есть гармонична, и, следовательно, будет испытывать более сильное удовольствие.
В заключение, небольшой анекдот. С большой осторожностью, чтобы исключить риск оскорбить мои чувства, некие журналисты однажды спросили меня, боюсь ли я, что моя концепция парфюма как произведения искусства может быть немного устаревшей в наши дни. И думаю ли ли я, что она все еще понятна сегодняшней публике.
Полагаю, мой ответ был четким и ясным.
Коли я отношусь к парфюмам как к произведениям искусства, я не превозношу то или иное конкретное творение, тем более мое. Я просто хочу говорить о парфюмах, которые оригинальныи хорошо сконструированы, потому что этих характеристик достаточно, чтобы охарактеризовать произведение искусства. Но оригинальные и хорошо продуманные духи являются вневременными, потому что они могут быть сделаны во все эпохи и во всех стилях, независимо от цены, так как для их создания достаточно иметь технические знания, воображение, вкус и талант.
Действительно, нужно было бы презирать публику, чтобы думать, что такие парфюмы сегодня не будут ее поняты. Какие оригинальные и хорошо продуманные духи, если таковые имеются, публично отвергаются в наше время? И какие из тех, что пользуются популярностью продолжительное время на рынке, не являются оригинальными и хорошо построенными?
Я не думаю что было бы возможно, по совести говоря, найти хотя бы один. Никто не может серьезно поверить в то, что банальность, посредственность или пошлость могут быть гарантией долговременного успеха сегодня или что качество является препятствием для успеха. Те парфюмы, которые имеют длительный срок службы на рынке, обладают необходимыми качествами; те, у кого нет этих качеств, могут при большой рекламной поддержке создать иллюзию на короткое время, но не надолго, потому что стоимость затрат на рекламу слишком высока. Один француз, живущий в США, Раймонд Лоуи, написал знаменитую книгу. Ее название: 'Уродство плохо продается'.
Мой ответ тем журналистам был таков: «Оригинальные и хорошо построенные духи превзойти довольно просто: все, что нужно, - это больше ноу-хау, больше творчества, больше таланта и столько же хорошего вкуса. Я буду первым, кто обрадуется, если увижу, что это произошло».

Комментариев нет:

Отправить комментарий